Что такое Авторская песня?
Доклад Владимира Капгера на 41-м Краснодарском осеннем слёте КСП
Здравствуйте!
Поздравляю всех с нашим праздником Авторской песни, а также с тем, что мы, все здесь собравшиеся, в той или иной форме и степени причастны к этому празднику и к этому фантастическому творческому явлению — русской Авторской песне.
Многие в нашей стране воспринимают Авторскую песню поверхностно, легкомысленно, считая её родом любительского домашнего музицирования. Но это большая, системная ошибка. Авторская песня на самом деле является едва ли не главным нашим песенным искусством, достоянием России, в котором в самой полной мере воплотились лучшие духовные и интеллектуальные качества и достижения нашего народа.
Конечно, Авторская песня – искусство элитарное, не развлекательного характера, она не приемлет пошлости, глупости и безвкусицы, которые в наше время заполонили сцены и эфир. А потому её аудитория состоит из людей просвещённых, интеллектуальных, духовно развитых, способных вести разговор на сложные, судьбоносные темы и воспринимать высокую, философскую поэзию. А значит, мы, здесь присутствующие, имеем честь относиться к этой категории публики.
Так давайте же никогда не будем упускать из вида, что мы являемся своеобразным братством посвящённых, причастных к таинству высокого песенного искусства – кто-то в качестве слушателя, кто-то в качестве организатора, кто-то как автор или исполнитель: в нашем деле все эти категории критически важны.
Почему я говорю об этом с таким пафосом и драматизмом? Да потому что сами история и судьба Авторской песни полны пафоса и драматических событий. Наше искусство в нынешней его форме появилось в середине ХХ века, после сорокалетнего периода идеологической блокады страны, когда господствовала одна единственная, разрешённая идеология и один единственный разрешённый творческий метод, соцреализм. Представляете, сорок лет огромный народ жил в такой атмосфере: каждый человек был ОБЯЗАН верить в марксизм-ленинизм, и каждый художник был ОБЯЗАН творить в соцреализме, никак иначе! И вдруг внезапно, разом открылись шлюзы относительной, но довольно широкой, свободы, куда стремительно вырвалась творческая энергия нашего народа, по этой свободе истосковавшегося. Вдруг выяснилось, что народ-то наш за десятилетия молчания таланта не утратил, творческую энергию сумел сберечь.
В 60-е годы страна, выпущенная на волю, просто взорвалась самодеятельностью, люди миллионами ринулись в искусство. Достаточно вспомнить изумительный кинематограф 60-70-х годов. Ежегодно снимались сотни прекрасных фильмов, шедевров, которыми мы восхищаемся до сих пор. Буйным цветом расцвели новые формы литературы, живописи. Появилась фантастическая новая драматургия: на весь мир гремели спектакли Таганки, Современника, Ленкома, Малой Бронной, Большого Драматического.
Но едва ли не самым, как сейчас говорят, знаковым творческим явлением той счастливой эпохи стало рождение самодеятельной Авторской Песни и движения КСП. Роль субкультуры АП и КСП в духовной жизни народа была уникальной потому, что в ней смогли проявить себя практически все жители страны. Понятно: чтобы снять фильм, надо стать режиссёром, чтобы заниматься живописью – художником. Это виды искусства, в которых могут проявить себя только цеховые профессионалы: нужны огромные средства, специфические навыки.
А в Авторской Песне нужны только гитара, ручка и тетрадь (ну, и желательно, капелька таланта…) – и садись сочиняй, что хочешь, выражай свои мысли и душу, твори! Не нужны даже ни залы, ни аппаратура: пой у костра, на кухне, во дворе. Запретить никто не может! Поэтому, безусловно, она и стала самым массовым видом народного творчества, в котором выражались и, как в плавильном котле, сливались в единое целое мысли, чувства и чаяния нашего народа. Рискну сказать: лучшей его части.
Как-то году в 1977 мне в руки попалась информационная докладная под грифом ДСП (почти что КСП), сделанная экспертами для ЦК ВЛКСМ. Так вот в той записке сообщалось, что в движение КСП вовлечено в той или иной форме порядка 20, а возможно и более, миллионов человек, в основном молодёжи, разумеется.
Так что же такое наша Авторская Песня? Таинственный вопрос. Вот по другим видам искусства достаточно открыть справочник, и сразу тебе точное определение, данное искусствоведами внятно и доходчиво. Балет – это такой танцевальный спектакль, отличается тем-то и тем-то. Рок-музыка – это песенное искусство с такими-то и такими-то характерными признаками. А по поводу Авторской песни – сплошная разноголосица стоит уже более полувека. Что ни эксперт – то новое мнение! Никак не можем сговориться. Может быть, у нас просто характер такой, чересчур свободолюбивый?
Вообще сам по себе термин «Авторская песня» очень неудачен, он автоматически дезориентирует, сбивает с толку непосвящённого человека: ага! Есть песня, у неё есть автор, значит, это авторская песня. Из этого словосочетания невозможно понять, что Авторская песня – это отдельный вид искусства, отличающийся рядом характерных черт.
Мы с Леной Варенцовой тоже попытались внести ясность в это тёмное дело и создали свой вариант дефиниции Авторской Песни. Ни в коей мере не претендуя на его непогрешимость, два года назад мы предложили наше определение для ознакомления, осмысления и доработки нашим соратникам по цеху, однако на сегодняшний день этот вариант остаётся рабочим. Теперь предлагаю его и вашему вниманию:
АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ (АП) – новое идиоматическое (устойчивое, неделимое) выражение, появившееся в России в 60-х годах 20 века и обозначающее ОСОБЫЙ ВИД РУССКОГО ПЕСЕННОГО ИСКУССТВА, который характеризуется прежде всего самодеятельным — не в смысле не-профессиональным — а идейно, морально и материально независимым, свободным творчеством (сами делаем, никого не спрашивая). Основное значение в Авторской песне имеет текстовая составляющая, а музыкальная и вокальная составляющие, являясь также неотъемлемыми элементами АП, выполняют всё же служебную функцию «резонатора» поэтической составляющей, то есть не заслоняют ГЛАВНУЮ ЦЕЛЬ АП — передачу слушателю результатов осмысления автором его уникального жизненного опыта и явлений мира с позиции нравственности и иных духовных ценностей. Для русской АП характерны гитарный аккомпанемент и русскоязычный поэтический текст.
Итак, следует отличать явление «Авторской песни», от любых других песенно-музыкальных направлений.
АП как особый вид русского песенного искусства подразделяется на десятки жанров, в том числе песня лирическая, туристская, студенческая, пародийно-смеховая, казачья, городской романс. Но основным, базовым жанром АП является песня Бардовская, которая характеризуется ОСОБОЙ мировоззренческой позицией автора. Бард (в отличие от лирических авторов) выступает в качестве трибуна, глашатая правды, истины. Наиболее яркими представителями бардовской песни были Владимир Высоцкий, Александр Галич, Юлий Ким, Александр Мирзаян, Владимир Бережков и ряд других.
Для иллюстрации явления АП отметим, что «авторской» бывает не только песня. Существуют, например, авторская ювелирка, авторский дизайн. Всем известно авторское кино. И в данном случае искусствоведы дают ему ясное, исчерпывающее определение. Обратите внимание на аналогию с нашей песней: «Кино, которое целиком делает сам режиссер. В этом кино главное место занимает идея создателя. Режиссер ставит целью не получение наград или выгоды, а донесение до зрителя своих взглядов и убеждений. Режиссер не задаётся вопросом, понравится ли массовому зрителю его фильм или нет».
Этим же качеством отличается и Авторская песня от всех остальных коммерческих направлений, где мы наблюдаем парад амбиций и поиск материального успеха. А истинный бард не оглядывается на результаты своей деятельности, а просто делает своё дело, реализуя право человека и гражданина.
Поскольку бардовская песня является базовым, основным жанром АП, сложилась практика для упрощения называть представителей всех направлений АП бардами: так короче и яснее.
Ещё одно смысловое недоразумение: до сих пор во всех справочных источниках Авторскую песню упорно именуют «жанром», а это очень вредное заблуждение, также вносящее путаницу в понимание феномена. Ведь жанр является частью, подразделением вида искусства. Например, искусство Эстрады разделяется на жанры конферанса (Борис Брунов), эстрадной песни (Пугачёва, Кобзон), сатиры-юмора (Райкин, Хазанов), пародии (Александр Иванов, Владимир Винокур). Искусство театра делится на драму, комедию, трагедию, фарс и т.д.
А к какому виду искусства относится Авторская песня, если она «жанр»? Ни к какому, потому что она сама является отдельным видом искусства. Никуда её не впихнёшь. И это отнюдь не моё личное наитие или голословное утверждение. Впервые я столкнулся с этим выводом в статье Юрия Лореса в 2000-м году. Тогда я подумал, что это его открытие. Но потом Юра мне объяснил, что почерпнул эту мысль у Игоря Михалёва. В ходе дальнейших изысканий я обнаружил, что Авторскую песню как вид искусства определил ещё в 1980 году наш выдающийся литературовед Вадим Кожинов, защищавший поэзию Высоцкого в ходе подготовки к изданию его первого сборника «Нерв». Потом оказалось, что многие авторитетные специалисты говорили об этом ещё ранее, но первым это открытие сделал сам родоначальник нашего искусства Михаил Анчаров ещё в 60-е годы.
Итак, её важнейшая суть в том, что Авторская песня плоть от плоти, кровь от крови нашего народа. Мы её ни у кого не «одолжили» и не «передрали». Все остальные песенные направления России 20 века так или иначе заимствованы, хоть и переделаны нами на свой манер: русский рок – у англосаксов, русский шансон – у французов, рэп и джаз – от американских негров. И так далее.
Видимо, по причине своей органической связи с судьбой нашего народа, Авторская песня вместе с ним переживает периоды взлётов и угасаний. В эпоху Оттепели 60-х годов, когда окрылённая страна переживала романтический период надежд на счастливое будущее, произошёл и буйный расцвет Авторской песни, которая морем творчества мгновенно разлилась по стране: сотни клубов, сотни фестивалей. Пиком этого порыва стал, пожалуй, незабываемый фестиваль в Новосибирском Академгородке, состоявшийся в 1968 году.
Потом постепенно, по мере отрезвления от реалий наступавшего времени Застоя в 70-начале 80-х годов, сложила свои крылья и Авторская песня. Нет, фестивали и слёты ещё продолжались, но всё, происходившее на них, попало под контроль надзорных органов, подвергалось цензуре, выхолащивалось. А потому снижался и накал творческого энтузиазма. Мероприятия становились всё более и более унылыми, зарегулированными. И, наконец, в 1980 году Авторская песня в своём общественном проявлении попала под фактический запрет: на 5 лет был закрыт Грушинский фестиваль, сворачивали свою деятельность региональные клубы.
Но вот, с началом Перестройки середины 80-х опять подул ветерок свободы слова и деятельности, вновь ожили иллюзии и надежды, и состоялось «второе возрождение» Авторской песни. Снова ожила поляна Грушинского фестиваля у Майстрюковских озёр, стали открываться сотни клубов и творческих объединений. Между прочим, как раз в этот период в Москве образовался и мой родной театр Авторской песни «Первый Круг» — первое профессиональное объединение бардов России. Народу стало снова интересно сочинять, петь песни и творчески общаться. Без свободы творчеству – никак! «Птичка в клетке не поёт». Разве только она дрессированная. Так продолжалось до краха «перестроечных иллюзий» 2000-х годов, когда стало ясно, что казавшаяся такой естественной перестроечная вольница была всего лишь ширмой и прелюдией к переделу материальных богатств страны и к наступлению эпохи торжества «золотого тельца».
В наши дни как раз этот самый «золотой телёнок», бог алчности Мамона и являются главной угрозой существованию Авторской песни: ведь воля, дарованная сверху, распространяется не только на творческое сообщество, но и на кланы стяжателей, дельцов, криминальные группировки и недобросовестных представителей власти. Оказалось, что алчность, гордыня, стремление к успеху любой ценой – куда более сильные инструменты для манипулирования людьми и обществом, чем механизмы прямых запретов и наказаний.
Итак, ещё раз обращу ваше внимание: Авторская песня как искусство, вырастающее из самого духа нашего народа, живёт и дышит с ним в полном согласии, освещая все обстоятельства нашего бытия, отражая все наши радости и беды, пораженья и победы.
Недаром авторитетный исследователь нашего искусства А. Мирзаян заявил: «Авторская песня – фундамент национальной идеи России».
Мы с вами бегло разобрали историю нашего искусства, проследив его неразрывную связь с народом. Давайте теперь рассмотрим его художественно-эстетические характеристики. Многие ошибочно полагают, что таких характеристик у АП нет. «АП никакая». Но это, конечно, ерунда: характеристики эти есть.
Итак, характеристика первая, литературная.
Прежде всего, следует обратить внимание на главную черту Авторской песни: это не просто песня, а песня поэтическая. Что это значит? Это значит, что Авторская песня является, прежде всего, литературным явлением. Смелое заявление? Но оно подтверждается искусствоведческим анализом. Практически все исследователи Авторской песни, как в России, так и за рубежом, сходятся во мнении, что в поэтическом плане у Авторской песни нет конкурентов в мире!
Не думайте, что Авторскую песню знают только её поклонники из русскоязычного мира. Я знаю как минимум четверых зарубежных учёных-искусствоведов и переводчиков из США и Германии, специализирующихся на АП.
Однажды, беседуя с одним из них, маститым переводчиком из Германии, который знает об Авторской песне раз в 10 больше, чем я, я решил сделать ему комплимент, и говорю: «Дорогой Андреас, почему ты так погрузился в изучение именно русской Авторской песни, ведь и у вас Германии тоже есть много замечательных бардов – Райнхард Май, например, или Вольф Бирман».
«Что ты, Володя! – ответил Андреас, — Никто из наших авторов в плане поэзии даже до щиколоток не достаёт вашим великанам – Высоцкому, Галичу или Окуджаве».
«Да-аа… — изумился я про себя. Вот бы услышали бы твои слова в нашей стране».
Итак, Авторская песня, наследуя традиции великой русской поэзии Золотого и Серебряного веков, а также, безусловно, и лучших образцов советской поэзии, является наследницей этого духа, продолжая и развивая его в песенной форме.
Выдающиеся барды России первыми открыли для нашего народа запретные страницы творчества тогда ошельмованных и преданных забвению великих русских поэтов таких, как Гумилёв, Цветаева, Мандельштам, Ахматова, Ходасевич и десятков других, которые стали сегодня классиками нашей литературы.
На их стихи писали песни Александр Дулов, Георгий Аделунг, Пётр Старчик, Евгений Клячкин, Владимир Бережков, Александр Мирзаян, возвращая нам подлинные золотые россыпи русской словесности. Возможно, я бы никогда не заинтересовался и даже не узнал бы имён и шедевров перечисленных поэтов, если бы не услышал гипнотические песни наших бардов на их стихи. А услышав, попал под действие этого гипноза и начал активно изучать это бесценное наследие. И стал другим человеком!
Наши замечательные барды-первооснователи не только открывали нам сокровенные области русской поэзии, но, таким образом, задавали высочайший, олимпийский стандарт и для авторской песни, ориентируя нас на эти эталоны и поднимая художественную планку Авторской песни на предельную высоту.
Вот таков был механизм формирования уровня поэтических текстов русских бардов. Вот таким путём пришло наше искусство на взятую им вершину мировой поэтической песни.
Характеристика вторая, нравственная.
Важнейшими родовыми свойствами Авторской песни всегда были и остаются такие черты, как безусловный нравственный императив, служение высоким идеалам и бескорыстие.
Ещё Александр Сергеевич Пушкин поставил перед нами, казалось бы, непазрешимую дилемму: совместны ли гений и злодейство? Два века люди спорят на эту тему: как же, вон, сколько гениев при жизни были препротивнейшими личностями. И у нас в России тяжёлыми характерами, как известно, обладали и Лермонтов, и Есенин, и Маяковский, и Гумилёв, и Высоцкий, да и, наконец, сам Александр Сергеевич, «наше всё».
Как же так, гении, а хулиганы? Неужели пушкинский Моцарт ошибался? Конечно, нет. Просто надо осознать, что нравственная ответственность лежит на гении за его творения – и это главное! В жизни поэт может быть пьяницей или дуэлянтом, но в произведениях настоящий гений всегда будет проповедовать только благородство, рыцарство и служение добру. Потому что творческий дар — от Бога, а значит, может служить только созиданию, но не разрушению. Разрушение от сатаны, хотя и оно может быть иногда обаятельным и соблазнительным. Но не более.
Итак, первый пункт характеристики нравственной: Авторская песня всегда несёт добро, созидание, возводит души человеческие к небесам. Как только автор начинает в своих песнях сеять зло и разрушение – он автоматически перестаёт быть бардом! И это приоритетное качество нашего искусства. В других направлениях сколько угодно сталкиваемся с насаждением пороков: пропагандой пьянства, растления, наркотиков, насилия. Не буду называть эти направления по именам.
И пусть не смущают вас некоторые факты, кажущегося противоречия. Вот Высоцкий, например, в ранних песнях углублялся в блатную, воровскую лирику. «Ох, и беда же с этой Нинкою…», «Я женщин не бил до семнадцати лет…». Но иначе и быть не могло. Выйдя из мрачных недр московских подворотен, Владимир Семёнович – вольно или невольно – оперировал категориями этих самых подворотен, говорил на их языке. Но его ранние хулиганские опусы оказались лишь «наживкой» для пацанов этого социального круга. Подцепив их души на эту приманку, Высоцкий вытащил их из грязи «Нинки с Ордынки» к «Золотым куполам России» и «Мне есть, что спеть, представ перед Всевышним, мне есть, чем оправдаться перед ним».
Обратите внимание: даже в песне про Нинку, которая на первый взгляд кажется грязной, герой говорит подзаборным языком, но выражает при том высокие чувства! «Сегодня Нинка соглашается, СЕГОДНЯ ЖИЗНЬ МОЯ РЕШАЕТСЯ», «а если Нинка не капризная, распоряжусь своею жизнью я». Во как! Это вам не «Семен, засунь ей под ребро». Сколько же заблудших душ очистил и спас гений Высоцкого!
Так и тянет привести некорректное сравнение с Христом, спустившимся во ад и выведшим оттуда души праведников. Но не буду приводить, ибо, некорректно.
Теперь про второй пункт характеристики нравственной. Служение идеалам человечности, справедливости означает деятельное продвижение их к людям. Истинный бард выходит на подиум, как на ристалище. Он не оглядывается на последствия, не ищет благодарности, одобрения, а говорит, то, что считает нужным и важным. А потом пускай исключают из союзов, лишают званий и работы и, в конце концов, выбрасывают из страны, как это случилось с Александром Галичем. Погиб, но главное сделал – проломил каменную стену молчания и запретов, сделав людей свободными.
Бард, который ищет себе уютной социальной ниши, автоматически перестаёт быть бардом.
Третий пункт — неукоснительное качество представителя Авторской песни – бескорыстие. И здесь опять, чтобы убрать недоумение, мол, как же, разве барды не берут гонораров, не продают диски и сборники? – придётся обратиться к тому же самому компетентному эксперту – Александру Сергеевичу, который умел мастерски уложить в две строчки ответ на вопрос, который другие обсуждают годами.
«Не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать».
Нет ничего страшного и унизительного, если бард получает за работу вознаграждение. Но убийственно, когда он начинает писать так, чтобы за это побольше платили. А в наше время мы наблюдаем, увы, эту тенденцию. Авторская песня попала в поле зрения различных влиятельных структур, которые осознали возможность использования её как ресурса для достижения собственных целей, и многие представители нашего искусства купились, потянулись за грантами, спонсорскими подачками, высокими званиями, должностями в околотворческих структурах. И утратили, таким образом, свою творческую свободу.
Не менее опасно стремление авторов угодить вкусам публики, чтобы заслужить её ласку и признание.
И каким бы претенциозным не показалось заявление о том, что «бард должен вести публику из тьмы к свету», но это так.
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Не надо думать, что «народ всегда прав» и что большинство знает, как надо. К великому сожалению, природа человека такова, что он легко поддаётся на соблазны мира сего, но с трудом откликается на призыв возвышенного. Сравним, насколько легче катиться под горку, чем карабкаться вверх. К сожалению, нам часто приходится наблюдать проявления низменных пристрастий толпы: «Ой, как сложно поёт этот автор! Как много в его песнях слов! Вот тот, другой куда интереснее, у него всё понятно: про злую тёщу, про такую знакомую и привычную пьянку, про жену зануду. Всё близко к сердцу!»
Поэтому автору не следует смущаться осознанием своей роли Сизифа, катящего камень в гору. И надо помнить, что творческий путь тернист и горек: публика бывает часто неблагодарной. Но это-то и особо ценно! Вспомним историю про Данко. И «благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих и гонящих вас». (МФ. 5.44)
Итак, третий вывод: бард, который пошёл по пути стяжательства, погони за успехом, автоматически вылетает из категории бардов.
Подведём итог этого обозрения: певец, выходящий на сцену ради почестей, славы, денег, признания толпы, наград, ласки властей – автоматически выбрасывается из искусства Авторской песни и перестаёт быть бардом. Он становится кем угодно: артистом эстрады, «русского шансона», панк-рокером или митьком, но точно, не бард.
Причём, это не хорошо и не плохо, нет никакого осуждения артистам, которые ищут признания и славы. Это нормальные, понятные стимулы. Но это не Авторская песня.
Теперь несколько слов о музыкальной составляющей Авторской песни.
Хорошо бы, конечно, чтобы данный анализ сделали профессиональные музыковеды. Но у них пока что руки не дошли, так что придётся мне попробовать сделать это своими скромными силами рядового музыканта, хотя бы в беглом и поверхностном формате. Для почина. Чтобы стало ясно, что здесь есть тема для исследования. Буду рад, если кто-нибудь из более понимающих специалистов поправит и дополнит мой самодеятельный обзор.
Музыка в АП, конечно, исключительно важна, несмотря на то, что стержнем нашего искусства является именно поэзия, слово, смысл сказанного. Но музыкальная основа — это мощное, необходимое вспомогательное средство, позволяющее более энергично и внятно донести содержание произведения до слушателя.
Поэтический текст – это уникальный бриллиант в центре ювелирного изделия, а музыка – оправа, его представляющая: любуемся бриллиантом, а оправа нам помогает любоваться. Но не мешает!
Не уверен, что, если бы я не услышал песни Аделунга, Мирзаяна, Клячкина, Дулова, Старчика на стихи поэтов Гумилёва, Ходасевича, Бродского, Чухонцева, Сосноры, то смог бы понять и принять их поэзию в чистом виде. Музыкально-поэтические воплощения их произведений стали своеобразным проводником в мир их поэзии.
Важно заметить, что Авторская песня отличается достаточно своеобразным мелодико-гармоническим строем и вовсе не похожа на большинство популярных ныне песенно-сценических направлений, преобладающих на подиумах и в эфире.
Не знаю, по какой причине, но исторически сложилось так, что наш народ падок на всё заграничное, а СВОИХ достижений часто и не замечает вовсе. Об этой особенности нашего национального восприятия говорили ещё классики 19 века: Грибоедов, Пушкин, Фонвизин, Толстой. Мы охотно перенимаем иноземные влияния, переделываем их на свой лад, и получаются из этого «русский рок», «русский блюз», «русский шансон», «русский рэп» и т.д.
С энтузиазмом перенимаем этно-влияния: фламенко, балканскую музыку, восточные мотивы.
Авторская песня же, являющаяся нашим собственным, русским откровением, до сих пор живёт в нашей стране на правах «золушки»: подвергается осмеянию (посмотрите хотя бы три фильма про АП, снятые за последние 50 лет: «Два часа с бардами», «Кино про Алексеева», «Родные» — последние два настоящие фарсы, глумление над нашим искусством, в них бардов представляют убогими дурачками).
Откуда-то взялась навязчивая идея о том, что музыка в Авторской песне скудна («на три аккорда»), барды – это маргинальные бородатые бомжи в растянутых свитерах с оленями, вечно пьяные и мычащие у костров. Откуда такой стереотип? Кто-нибудь видел живьём таких бардов? Высоцкого? Галича? Никитина? Мирзаяна?
Вообще, «трёхаккордность» — это некорректное обвинение. Вся мировая популярная музыка строится на сочетании трёх функций – тоники, доминанты, субдоминанты. Музыка настоящей Авторской песни очень разнообразна и сложна и не уступает в мелодико-гармоническом плане никаким конкурирующим жанрам.
Относительно мелодичности. Современная популярная музыка (скажем, её клубный, танцевальный формат) почти совсем утратила мелодичность. Эпоха, когда Пол Маккартни или Шарль Азнавур как горох из мешка, высыпали на нас сотни изумительных мелодий, осталась в прошлом. Сегодня, когда поп-музыканты сконцентрировались на забойных, ритмах хриплом крике и голом драйве, АП остаётся редким заповедником мелодичности. На днях переслушивал Кукина: какой же изумительный мелодист! Что ни песня – Григ.
Вот уж действительно на трёх аккордах строится вся англо-саксонская песенная традиция: блюзовый и роковый квадраты – образец гармонического аскетизма: 12 тактов в абсолютно неизменной последовательности. Конечно, музыканты добавляют к этому квадрату свои вариации, но в основе вечный «квадрат». И никто рок-музыку и блюз не обвиняет в убогой «трёхаккордности». Хотя, они-то, как раз, и на трёх аккордах.
Вся испанская и латиноамериканская музыка – целый океан! – построена на основе сочетания функций под названием «солеа» с использованием фригийского оборота. Это последовательность из четырёх аккордов. Хотите изобразить испанский стиль – пройдитесь по этой лесенке – и всё! Сразу появляется Испания.
Итак, АП из семи существующих диатонических ладов выбрала два: ионийский (мажор) и эолийский (минор) и соответствующие им звукоряды и гармонические построения. Понятно, что этим арсеналом пользуемся не только мы, русские барды. Однако, в культурных потоках разных народов наблюдаем существенные отличия.
Например, для англо-саксонской традиции, помимо уже упомянутого выше блюзового квадрата, часто характерна пониженная третья ступень в доминанте, а также использование пентатонического звукоряда, чего мы почти никогда не обнаружим в русской песенной традиции. Англо-саксонская музыка, рассыпавшись на множество форм – джаз, блюз, кантри, диско, рок, рэп –практически господствует в современной популярной музыке. Все мы помним подлинную истерию битломании, которая охватила земной шар в 60-70-е годы. Это была культурная революция, прорыв англо-саксов на место законодателей мод.
В последние десятилетия получили распространение этнические направления популярной музыки, большинство из которых основаны на испано-латинской традиции, тесно связанной с влияниями восточных культур, прежде всего, арабской и балканской. Для этого музыкального мира характерно использование натуральных ладов, отличных от мажора и минора. Например, фригийского или миксолидийского.
Мы в Авторской песне тоже, конечно, иногда используем элементы этой этнической эстетики, но только для того, чтобы создать какой-либо экзотический колорит. У меня, например, песни «Испания» или «Азия». Вспомним аудиоспектакль «Али-Баба», записанный под руководством Виктора Берковского: там тоже широко применялись восточные лады для создания музыкального колорита.
Но всё же, прежде всего, для Авторской песни свойственны мажорный и минорный лады и соответствующие им звукоряды и гармонические сочетания. В мелодико-гармоническом отношении Авторская песня базируется на традициях русского фольклора, классического и городского романса, испытывает существенное влияние цыганских и клейзмерских, ашкеназских песен и романсов, которые пришли к нам через русскую и раннюю советскую эстраду: Пётр Лещенко, Утёсов, Бернес («В кейптаунском порту» Бай мир бисту шейн). Эти оттенки существенно отличают наш песенный стиль от доминирующих сегодня в мире англо-саксонских и южно-европейских направлений популярной музыки. (Эмир Кустурица, ноу смокин орчестра)
Существенное, я бы сказал, роковое влияние на формирование нашей музыкальной эстетики оказала бессмертная «Цыганская венгерка» Аполлона Григорьева и Ивана Васильева, которую наш выдающийся соратник Виктор Луферов как-то назвал «русским рок-н-роллом». Интонации и гармонические ходы этой рапсодии прослеживаются во многих произведениях русских бардов. Недаром другой классик Авторской песни, Юлий Ким, когда-то в шутку сказал, что каждый настоящий русский бард обязан написать хотя бы одну пиратскую песню и хотя бы одну цыганочку.
Итак, четвёртая характеристика АП – синкретизм и синтез.
Ряд авторитетных исследователей феномена АП отмечают присущие ей признаки синкретического искусства, а также очевидный синтез поэзии, музыки и драматургии.
Слияние этих начал в сочетании с исключительной импровизационностью песенного действа представляет собой характерную особенность искусства АП: НЕПОВТОРИМОСТЬ каждой исполнительской акции.
Конечно и в классической музыке, эстраде, роке, джазе, фламенко – тоже есть место для импровизации. Однако там импровизация – является неким декоративным, дополнительным атрибутом перфоманса. Даже в джазовых сейшнах импровизаторы работают в рамках заданных стандартов.
Для АП в большей мере характерна неповторимость акций. При каждом исполнении песня как бы рождается у нас на глазах заново и впервые. Отсюда возникает и особая, постоянно отмечаемая «исповедальность», задушевность наших концертов и «посиделок».
У Высоцкого, Визбора, Кима – у большинства бардов практически каждое исполнение чем-то отличается от других. Это зависит от массы обстоятельств: характера публики, обстановки в аудитории, настроения автора. Порой даже от времени года и погоды – всё налагает отпечаток на формат исполнения.
Песня Высоцкого про «Кривую и Нелёгкую» («Две судьбы») была записана на магнитофон всего четыре раза. Так вот в четырёх вариантах исполнения насчитывается около сорока существенных разночтений. Даже финальные концовки имеют принципиальные отличия:
«Чтоб вы сдохли, выпивая,
Две судьбы мои —
Кривая да Нелёгкая!»
«А Нелегкая с Кривою
От досады, с перепою
там и сгинули!»
«Мне казалось, жизнь — отрада,
Мол, ни веслами не надо — ох, пройдоха я!
…Удалились, подвывая,
Две судьбы мои — Кривая да Нелегкая!»
Техническая сложность, виртуозность гитарного аккомпанемента не играют в АП решающей роли. Важна индивидуальность, собственный почерк. Современные молодые барды часто виртуозно владеют инструментом, используют сложные гармонии, однако, новых Высоцких и Галичей пока что-то не видать. Любопытно, что барды первых призывов, как правило, не отличались виртуозным владением гитарой, однако, мы узнаём их по первым аккордам. Достаточно услышать лишь вступление – и сразу понятно: это играет Визбор, это Кукин, это Новелла Матвеева, это Ким. Неповторимый индивидуальный почерк!
Гитарный аккомпанемент в АП тоже имеет оригинальные черты, хотя мы этого и не замечаем. Для него характерны мелодические сочетания гармонических функций, то, что мы называем «перебором». Также визитной карточкой АП песни является параллельное движение интервалов в контрапункте, арпеджиатные звукоряды. Часто бардами используется приём глиссандо. Эта специфика аккомпанемента пришла к нам исторически, по-видимому, от традиций старого романса и цыганской песни, которые исполнялись под семиструнную гитару.
Что же наблюдаем в последние десятилетия? На большинстве фестивалей, проходящих под вывеской Авторской песни, нашего искусства остаётся всё меньше и меньше. «Мультиформат» совершенно забивает Авторскую песню, отодвигая её на периферию жизни. Энтузиасты Авторской песни, организаторы наших мероприятий изо всех сил стараются создать бардовские форумы, прилагают огромные усилия, тратят большие средства и время для пропаганды нашего искусства. А на сцену буквально врываются авторы, к нашему искусству никакого отношения не имеющие: эстрадники, шансонщики, рокеры, блюзмены, джазовые певцы, фольклористы в сарафанах с трещотками, рэперы и кантристы.
Почему бы им не представить своё искусство на соответствующих профильных форумах? Почему бы рокерам не выступать на рок-фестивалях? Блюзменам на блюзовых? Джазистам на джазовых? Беда в том, что на наши площадки стекаются второсортные представители всех перечисленных жанров! Проваливаясь на цеховых площадках и не имея желания и умения организовать что-то своё, они толпами сходятся на готовые бардовские сцены, вытесняя с них собственно бардов.
Получается, что наши орги, тратя силы и средства, готовят сцены для совершенно чуждых по форме и по духу певцов, поневоле пропагандируя сомнительное творчество авторов, упорно не желающих прислушаться и понять суть и очарование искусства АП, а стремящихся любой ценой навязать свои ценности и эстетику с наших сцен.
Беда ещё и в том, что в результате Авторская песня оказывается дискредитированной: наша публика приходит к фестивальной сцене в надежде услышать бардов, а вынуждена терпеть и наблюдать парад амбиций агрессивных неумеек и графоманов. И, разочарованная, уходит к своим кострам петь в привычном, тихом формате.
Я ни в коем случае не стремлюсь как-либо принизить другие песенные стили и направления. Моё поколение росло на песнях «Битлз», «Роллинг Стоунз», «Лед Зеппелин», а также Шарля Азнавура, Эдит Пиаф, Жака Бреля. Мы восхищаемся мастерством Пако де Лусия, Эмира Кустурицы. И у наших российских рок-музыкантов есть немало достижений: ими написаны многочисленные шедевры, ставшие достоянием всего народа. Я имею в виду песни Шевчука, Цоя, Бутусова, Гребенщикова и прочих знаменитых рок-авторов.
Но всему своё место и время. Представим, что на конкурс классического балета придёт танцор, изумительно пляшущий гопак. Что делать жюри? — пляшет отлично, но не к месту. Видимо плясуна отправят по соответствующему адресу.
Обычно, претенденты на выступление в главном концерте аргументируют своё желание выступать тем, что они являются авторами своих песен, а значит имеют право выступать на площадках Авторской песни, и при этом не понимают, что Авторская песня это не та песня, у которой есть автор (автор есть у любого произведения), а та, которая соответствует критериям данного вида искусства.
«Литургическая роль АП в цивилизации СССР».
Всем ясно, что барды-основатели – это дети и «выкормыши» советского времени. Это нормально и понятно. В те времена проявления религиозности были не только под официальным запретом, но их стеснялись даже в дружеском кругу. Мы были лишены Церкви и НАСТОЯЩЕГО литургического общения, а потому искали и пытались сотворить замену.
По-видимому, нормальный человек не может уйти от попыток осознания своего места во вселенной и смысла своего бытия в соотнесении с Первопричиной мира.
Поэтому практически у всех бардов-основателей обнаруживаем «богоискательские мотивы».
Окуджава (атеист, коммунист, крестившийся перед самой смертью): «Господи, дай же Ты каждому, чего у него нет… Мне надо на кого-нибудь молиться…»
Визбор (пришедший к ТЕМЕ тоже перед смертью; пока был здоров, прикалывался: «Раздаётся вдруг звонок, вызывает, видно, Бог»). Но, повзрослев: «И витает, как дымок, христианская идея… Но спасает нас в ночи от ПОЗОРНОГО БЕЗВЕРЬЯ…»
Высоцкий: «Купола в России кроют чистым золотом… Мне есть что спеть, представ перед всевышним…»
Луферов (тоже атеист, причастившийся перед уходом): «Перед тем, как к вам прийти… Голову мою к земле всё ниже-ниже гни, Господь, как иву над водой».
Галич – крестившийся у отца Меня в разгар гонений, понял это раньше и полнее других.
Обнаруживаем практически у всех больших авторов:
Егоров: «Да поможет нам Бог, нам, не верящим в Бога…»
Городницкий, Новелла и Вера Матвеевы…
Душа человека ищет согласия с Первопричиной мира.
И АП была единственным поприщем для этого поиска в советской реальности.
Как следствие – множество формальных черт литургичности, сакральности акций:
— Слёты — Лесные мистерии, «литургии», почти богослужения.
— Настоящие хоралы, песнопения со слезами на глазах.
— КСП-шные свадьбы, крестины, венчания;
— Ритуальные гигантские костры, факельные шествия, в которых воплощалась тоска от разрыва общения с Первопричиной мира.
3. Эти онтологические особенности АП, кажется, невозможно найти НИ В ОДНОМ песенном искусстве нашего времени у других народов и культур. Им это было не нужно, у них были свои Предстательства перед Богом – свои Церкви.
Итак, отметим литургичность АП как её уникальную черту. Ясно выраженное духовное единение поющих, какого не находим в других песенных направлениях, пожалуй, нигде в мире.
Коллизия: Авторская Песня – Бардовская Песня.
Ещё раз: следует рассматривать АП не как жанр, а как ОТДЕЛЬНЫЙ ВИД песенного искусства.
В нём я бы выделил отдельно особым жанром Бардовскую песню.
Её родовые признаки.
Она всегда серьёзна. Даже за смеховой оболочкой отчётливо видим мировоззренческий подход: вопросы жизни-смерти; поиск смысла бытия; обретение и утрата Любви; верность – предательство; природа страха и его преодоления; вопрос выбора пути.
Отдельная тема – социально-политическая критика.
Эталонным бардом России являлся Владимир Высоцкий, хотя сам и открещивался от этого титула.
Ещё выдающиеся представители БП – Туриянский, Галич, Аделунг, Бережков, Луферов, Мирзаян, Семаков. Добавьте от себя.
Каждый автор может выступать в различных ипостасях. Необязательно представитель АП либо бард, либо не-бард.
Никитин, например, в ряде песен выступает в качестве барда, а в других как лирик.
«Переведи меня через майдан» — блестящий образец провидческой БП. А «Александра» — авторская лирика.
Определение «Барда» как представителя АП.
Бард выступает как глашатай пассионарной духовности, противостоит монстру агрессивного, убивающего душу мещанства, «золотого тельца», демону мшелоимства.
Бард провозглашает мировоззренческую позицию и утверждает её своим ТВОРЧЕСКИМ примером.
В итоге нигде, кроме России, не возникло предпосылок для появления на базе АП такой уникальной духовно-культурной общности как КСП. В мире хватает разнообразных «братств-заменителей», таких, как хиппи, битники, панки. Существует целый мир свободного клубного общения по интересам. Будь то танцевальные сообщества, спортивные объединения, мото-рокеры и тд.
Но НИГДЕ В МИРЕ не появилось ничего, подобного нашей «советско-российской» доброй мафии, «Республике КСП», анклавы которой распространились по всем провинциям «русского мира» зарубежья. Трудно назвать страну, в которой не существовало бы клубов или просто компаний, исповедующих «религию» АП или КСП.
Итак, давайте же будем постоянно помнить об ответственности, которая ложится на нас как на носителей светлых идей, высокой духовности нашего искусства, как на хранителей его непреходящих ценностей и традиций. Аминь!
Добавить комментарий